Журнал о том, как правильно платитьналоги

Оформить подписку по телефону:

8 (800) 550-15-57

Путеводитель
по налогу на прибыль

Доходы

Расходы

Будет проще обосновать расходы на офисные «излишества» Проверка на риски: как не потерять при учете расходов на подбор персонала Как списать в расходы деньги, которые украли со счета Какие «личные» выплаты работникам можно учесть в расходах, а какие нет Какие расходы выгоднее перенести в косвенные, а какие оставить в прямых 10 переходящих расходов, в которых ревизоры чаще всего находят ошибки Семь частых ошибок при списании «дебиторки» и «кредиторки» Используем доначисленные налоги с выгодой для компании Как снизить налог на прибыль с помощью резерва на ремонт основных средств Шесть способов быстрее списать расходы на основные средства Расходы, из-за которых больше всего споров при проверке Почему налоговики снимут расходы на посредников Что налоговикам сейчас не нравится в расходах на ремонт Расходы на аренду попали в список налоговых схем Пять «отпускных» ошибок, которые опасны доначислениями по налогу на прибыль Какие нарушения мешают признать расходы в налоговом учете

Первичка

Технические дефекты «первички», которые помешают вычетам и расходам Пять ошибок при отмене командировки, из-за которых налоговики снимут расходы Шесть ловушек в квитанции на оплату такси, которые лишат расходов на проезд Четыре случая, когда «косвенные» документы помогут обосновать затраты Чем рискует компания, если контрагент задерживает «первичку» Опасные документы, из-за которых инспекторы доначисляют налоги Из-за каких формулировок в платежках инспекторы доначислят налоги и взносы Налоговые риски, если компания не заключила письменный договор Как по-новому подтвердить, что с выплат иностранцам не надо удерживать налог на прибыль

Отчетность и уплата

Опасные документы, из-за которых инспекторы доначисляют налоги

Причиной доначисления налогов сейчас все чаще становятся не только ошибки в первичных документах и неверные расчеты, но и дополнительные документы. Ведь при проверках налоговики сравнивают данные из разной «первички» и отчетов и в случае выявления расхождений доначисляют налоги. Но действия чиновников не всегда правомерны. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, какие документы таят в себе налоговые ловушки и риски. Их важно знать, чтобы избежать доначислений по налогам. Какие документы стоит составлять с особой осторожностью, а от каких выгоднее и вовсе отказаться — в нашей статье.

 

Ловушка 1. Извещение комиссионера

Налоговики считают, что, если компания получила от посредника извещение о реализации товара, она должна признать доходы. По мнению ревизоров, извещение подтверждает факт реализации. Значит, комитент должен признать выручку и начислить налог на дату извещения посредника.

Налоговый кодекс РФ обязывает посредников уведомлять партнера о продаже товара (ст. 316 НК РФ). В данном случае речь идет о действиях комиссионера — известить о реализации, а не об обязанности заполнить именно извещение. Чтобы уведомить комитента о реализации, партнеры могут использовать и другой документ. Например, отчет комиссионера.

Посредник не обязан составлять извещение, если стороны не предусмотрели это условие в договоре. Причем отчет комиссионера прямо назван в пункте 3 статьи 271 НК РФ как документ, по которому компании определяют дату реализации.

Судьи согласны с тем, что доходы нужно определять на день, который указан в отчете комиссионера, и из сумм в этом отчете. Подтверждает это постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.16 № А56-31993/2015.

Чтобы снизить риск доначисления налогов, закрепите в учетной политике порядок признания доходов по договору комиссии или агентскому договору. Пропишите в договоре разумные сроки, в которые посредник должен представить отчет. Например, до 10-го числа следующего месяца. Это поможет избежать проблем при определении дохода до сдачи отчетности.

 

Ловушка 2. Акты сверок

Ревизоры нередко используют акты сверок между контрагентами, когда им не хватит информации в «первичке». Например, если из первичных документов неясно, когда заказчик принял работы. Из-за этого сложно определить момент, когда возник доход.

В зоне риска первичные документы, которые стороны оформляют с нарушением обязательных требований. В частности, если в актах выполненных работ нет даты, когда они составлены и подписаны, а в договоре не определены сроки выполнения работ. Тогда подрядчики на практике определяют базу по НДС на дату оплаты работ заказчиком. Но инспекторы считают, что момент возникновения налоговой базы по НДС надо определять по данным из акта сверки взаимных расчетов. И на этом основании могут пересчитать налоговую базу и доначислить налог.

Судьи не поддерживают подход инспекторов. Подтверждает это постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.06.16 № Ф01-2115/2016. В нем судьи согласились, что акты сверки не являются первичными документами. Их сведения не позволяют достоверно определить момент выполнения работ. Значит, подрядчик правомерно определял базу по НДС на день оплаты выполненных работ согласно датам, указанным в платежных документах.

Но чтобы избежать подобных споров, безопаснее уделять особое внимание «первичке». Проверяйте, чтобы в актах о выполнении работ были все необходимые сведения. Подробнее о том, какие реквизиты важно проверить в первичных документах, читайте в статье «Какие ошибки в “первичке” безопаснее исправить до сдачи отчетности» // РНК, 2016, № 19.

 

Ловушка 3. Банковская выписка по счету

Налоговики часто начисляют налоги исходя из данных банковских выписок. Это возможно, если компания не представила ревизорам первичные документы или в них не хватает информации.

Но выписки банка свидетельствуют лишь о зачислении денег на расчетный счет. Такие выписки не являются ни первичным документом, ни регистром бухгалтерского учета. Если факт занижения налоговой базы инспекторы определили только на основании банковских выписок и доначислили налоги, компания может оспорить подобные действия. Судьи в таких случаях на стороне компаний. Подтверждает это постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.12 № 15АП-12848/2011.

Из минусов то, что нельзя воспользоваться выписками банка и для подтверждения расходов. В сведениях о движении денежных средств по расчетному счету нет информации о содержании хозяйственных операций. Следовательно, такие документы не могут быть основанием для расчета налоговой базы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.14 № А45-15101/2013).

Обычно проблемы с подтверждением доходов и расходов возникают у компании, когда она не может представить контролерам первичные документы, счета-фактуры и регистры бухгалтерского учета. При утере «первички» рекомендуем ее по возможности восстановить. Порядок действий бухгалтера в случае утраты документов подробно прописан в статье «Главбух устроился на новую работу. Пошаговый алгоритм восстановления учета» // РНК, 2016, № 12.

 
 Кстати 
 
Карточка счета не является первичным документом учета
Компания не может обосновать расходы на расчетно-кассовое обслуживание только карточкой субсчета 91.2 «Прочие расходы». Чтобы признать затраты, нужна «первичка» по оплате услуг банка. Например, договоры с банком, акты выполненных услуг, счета-фактуры, платежные документы и прочие бумаги. Иначе налоговики снимут расходы и судьи с чиновниками согласятся (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.01.13 № А19-7016/2012)

 

Ловушка 4. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

По мнению инспекторов, если подрядчик получил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, работы выполнены. Значит, надо признать доходы. На этом основании инспекторы доначисляют налоги, даже если заказчик не подписал акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ (формы КС-2 и КС-3).

Но разрешение на ввод объекта в эксплуатацию означает, что данный актив можно использовать и он безопасен. При этом у заказчика могут быть претензии к выполненным работам и он вправе их не принять. Судьи в подобных спорах поддерживают компанию (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.01.14 № Ф07-10483/2013). Тот факт, что заказчик принял работы, подтверждают подписанные акты КС-2 и КС-3.

Обычно если заказчик не подписывает акт выполненных работ, важна причина. Чтобы избежать споров с ревизорами, попросите партнера прислать письменный отказ подписывать акты и привести в нем причины разногласий.

 
 На практике 

 

Акт приема-передачи не всегда служит поводом начислять налог на имущество
Компании нередко покупают недвижимость, которой пользовались по договору аренды. Основное средство иногда принимают на учет после подписания акта приемки-передачи сторонами. Но переход права собственности на этот объект оформляют позже, через несколько месяцев.
Если до момента госрегистрации компания не платит налог на имущество, инспекторы доначисляют налог. Оспорить действия чиновников можно. Но только если в это время арендодатель платит налог на имущество. Таким образом, стороны признают, что фактически перехода права собственности не было, а составленный акт приема-передачи формальный. Значит, постановка на учет актива — это ошибка в учете компании и налог на имущество она платить не должна (постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.08.16 № А40-178071/2015)

 

Ловушка 5. Технический отчет

Налоговиков заинтересует, если компания не отражает в налоговом учете оценку незавершенного производства, а в управленческом учете она есть. В подобных случаях инспекторы оценивают «незавершенку» расчетным путем исходя из технических отчетов, сводов об остатках и движении сырья и производственной продукции в разрезе производства. Они снижают прямые расходы и доначисляют налог на прибыль.

Судьи считают такие действия ревизоров неправомерными (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.10 № 09АП-13537/2010-АК). Незавершенное производство надо рассчитывать по тем документам, на основании которых компания ведет налоговый учет. То есть расчет надо делать на основании первичных учетных документов (письмо Минфина России от 29.03.10 № 03-03-05/67). Технический отчет — это документ оперативного учета. Использовать его для бухгалтерского или налогового учета нельзя, так как в нем недостаточно информации.

Чтобы снизить риски споров, подробно пропишите в учетной политике способ расчета незавершенного производства. Тогда у инспекторов не будет возможности настаивать на своих правилах расчета этих показателей.

Когда комитент должен признать доход от продажи товаров через комиссионера?на дату извещенияна дату отчета комиссионеразависит от условий договораУведомлять комитента о реализации можно не только извещением, но и другим документом. Например, отчетом комиссионера. Конкретный порядок признания доходов по договору закрепите в учетной политике.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.